логотип юридической фирмы Бизнес и Право Бизнес и Право   Адвокатское бюро и Юридическая фирма

Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com
 
главная статьи
   
Арбитраж
Третейское разбирательство


Антимонопольное (конкурентное) право
Банкротство

Консультации в сфере экономических преступлений

Корпоративные конфликты, корпоративное право

Уголовно-правовая
практика. Адвокатура


Исполнительное производство

Недвижимость. Строительство. Эксплуатация объектов

   
   



facebook



Право 300. Рейтинг юридических компаний России



 


РИСКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В 2015 ГОДУ

Обобщение тенденций в развитии какой-либо отрасли экономики, предполагает оценку изменения правового регулирования и рисков исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности. Формируя мнение по рискам в строительной отрасли, мы исходим из того, что строительные компании, как правило, совокупность взаимосвязанных компаний, структурированных по профильному типу для выделения отдельных производственных и финансовых процессов. Предлагаемая публикация сформирована на обобщении собственной практики консультирования строительных компаний за период с 2013 года по настоящее время.    Инициирование добровольной процедуры несостоятельности (банкротства) в настоящее время является наиболее рисковой для собственников и руководителей строительных компаний, что возможно проследить из приводимых ниже рисков, а также с высокой долей вероятности влечет публичную оценку финансово-хозяйственной деятельности всего холдинга, а не только предприятия-должника. Вместе с тем, любая оценка рисков носит обобщающий характер и не может быть применена в каждом конкретном случае без предварительного экономико-правового анализа деятельности компании или холдинга. Разрабатываемая схема по минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности строительной компании должна содержать мотивированные выводы о последствиях совершения каждого из предлагаемых действий, включая уголовно-правовой аспект.

1. Общеэкономические риски

- повышение банковской ставки, повлекшее резкое удорожание кредитования, изменение ставок по действующим кредитам, изменение ставок по ипотеке при наличии высокой потребности в финансировании строительства;
- крайне низкая доля собственных средств в структуре активов строительных компаний;
- высокая степень обеспечения привлеченных заемных средств собственными активами (залоги и поручительства), в том числе активами всех взаимосвязанных предприятий и собственников;
- снижение реальной возможности обслуживания банковских кредитов и их возврата, что влечет высокие риски неплатежеспособности;
- уменьшение свободной денежной массы у физических лиц и снижение их покупательской способности в результате массовой скупки валюты и товаров в декабре 2014 года;
- уменьшение свободных денег для инвестирования в строительство, как со стороны бюджета, так и частных компаний;
- реализация в декабре 2014 года большинства построенного или предполагавшегося к строительству в 2015-2016 годах жилья и коммерческой недвижимости, при фактическом отсутствии их как объектов завершенного строительства;
- проблемы с привлечением «европейских» денег, в том числе собственных, но находящихся в офшорах, в результате санкций ЕС на кредитование на срок свыше 30 дней и пересмотра со стороны РФ антиофшорного регулирования;
- санкции ЕС, влияющие на поставку ряда позиций строительных материалов из-за рубежа, либо резкое удорожание их стоимости за счет курсовой разницы рубля и валюты закупок;
- повышение цены или себестоимости на производство собственной продукции и на продукцию поставщиков, влекущее увеличение стоимости строительства уже реализованных, но не введенных в эксплуатацию объектов.

2. Гражданско-правовые риски

- сформулированная как прямая солидарная ответственность по ст.60 Градостроительного кодекса РФ за причиненный ущерб, затрагивающая почти все группы предприятий, задействованных в строительстве объектов, так и опосредованная ответственность, в виде ответственности как члена СРО. Пока нет достаточной судебной практики, позволяющей показать на примерах работу такого механизма, однако, в сфере СРО арбитражных управляющих такая практика уже сформирована. В частности, достаточной является практика солидарной ответственности СРО за действия своих членов и взыскания убытков за действия членов СРО со страховых компаний. Градостроительный кодекс РФ N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 22.01.2015 г.), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу N А46-32960/2012, Решение АС Омской области от 29.01.2015 по делу N А46-32960/2012, Постановление ФАС Московского округа от 12.05.2012 по делу N А40-68899/11-95-32, Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2014 N Ф05-53/2014 по делу N А40-148565/12-29-1486;
- вступление в силу с 1 января 2015 года нового порядка и оснований для осуществления земельного контроля - административное обследование. В частности, неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, теперь не только влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ, но также формирует риски утраты права на земельный участок, либо необходимость дополнительных финансовых вложений в его использование для соблюдения установленных требований. Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- возможность утраты права собственности на объекты незавершенного строительства за счет вводимого с 1 марта 2015 года механизма подачи требования уполномоченным органом в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Такое право возникает у уполномоченного органа, если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- необходимость дополнительного обеспечения исполнения обязательств застройщика, привлекающего средства инвесторов по договорам долевого участия, либо поручительством банка, либо страхованием гражданской ответственности застройщика. Такие требования неизбежно влекут увеличение стоимости отдельного строительного проекта, а равно необходимость дополнительного переговорного процесса с банками и страховыми компаниями, предполагающего денежное обслуживание гарантий или страховки. Федеральный закон от 30.12.2012 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 249-ФЗ и от 28.12.2013 N 420-ФЗ;
- усиление субсидиарной ответственности прямого собственника, руководителя, либо фактически контролирующего бизнес лица по долгам предприятия, попадающего под признаки несостоятельности (банкротства). Правоприменительная практика показывает, что случаи привлечения к субсидиарной ответственности становятся обычными. Кроме того, в результате формирования судебной практики и изменений в законодательные акты;
- добавлено дополнительное основание привлечения к субсидиарной ответственности в случае не передачи, утери, искажения бухгалтерской и иной документации должника. Дополнительно установлено, что правила главы об оспаривании подозрительных сделок должника применяются к оспариванию соглашений или приказов об увеличении размера заработной платы, о выплате премий или об осуществлении иных выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, к оспариванию самих таких выплат и последующему возмещению убытков, причиненных в результате таких действий (аб. 3 п. 4 ст. 10 закона о банкротстве, Постановление 9ААС от 17.11.2014 г. по делу № 09АП-43959/2014; Постановление 13ААС от 25.04.2014 г. № А56-64652/2010.СУБ.1; ФАС ЗСО от 21.05.2014 г. по делу № А46-24061/2012);
- формирование практики одновременного привлечения к субсидиарной ответственности и рассмотрение заявления о дополнительном взыскании убытков за вред, причиненный имущественным правам кредиторов (п. 5 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление ФАС ЗСО от 11.03.2014 г. по делу № А45-27073/2012);
- сокращение переговорных механизмов в диалоге с банками и налоговыми органами в преддверии несостоятельности (банкротства). Теперь, для инициирования банкротства кредитной организацией не требуется подтверждения задолженности в судебном порядке. Для инициирования банкротства уполномоченным органом и кредитной организацией не требуется подтверждения задолженности в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, ФНС – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым либо таможенным органом (п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ);
- усиление прав залоговых кредиторов и увеличение средств, получаемых ими от реализации залогового имущества. Обычно, залоговыми кредиторами являются банки или иные заемщики, и вновь сформированная государством схема реализации залогового имущества, дает им возможность установление контроля над активом по устраивающей залогодержателя цене в любой момент времени. Теперь залоговый кредитор не только определяет начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога, но и вправе оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок.  Кроме того, залоговым кредиторам предоставлено право голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего или СРО, за обращение в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего и за обращение в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению. Как правило, именно залоговые кредиторы обладают большим числом голосов на собраниях кредиторов (п. 7 ст. 115, ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в ред. федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ);
-усиление механизмов влияния на ход процедуры несостоятельности за счет расширения прав кредиторов; - участников строительства. Участники строительства получили право участвовать в собраниях кредиторов и право голосовать по вопросам, отнесенным к компетенции собрания кредиторов.
           Сформировалась и судебная практика по оценке решений первого собрания кредиторов, на котором принимали участие и голосовали участники строительства требованиями о передаче жилых помещений. Суды высказали мнение о том, что закон не содержит запрета на участие в первом собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных органов участников строительства и их голосования по вопросам повестки дня собрания (п.5. ст. 201.6, ст. 201.12,  п. 9 ст.201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-1461/14 по делу N А36-396/2010, Постановление Седьмого ААС от 05.11.2013 по делу N А45-26283/2012, Постановление Одиннадцатого ААС от 25.09.2014 по делу N А55-20961/2011).


3. Уголовные риски

- переоценено смысловое наполнение ст.159.4 УК РФ, проведенное Постановлением Конституционного суда РФ от 11.12.2014 года. Выводы, сделанные Конституционным судом РФ, означают, что до середины мая 2015 года должны быть внесены корректировки в Уголовный кодекс, направленные на усиление ответственности в сфере предпринимательского мошенничества;
- выработаны методики доказывания наличия уголовной ответственности в действиях руководителей и собственников строительных компаний, использующих сложную структуру управления. Оценивая движение денежных или товарных потоков внутри холдинга, правоприменительная практика исходит из посыла: если такие действия не преследуют явной цели использования на строительство объектов, то в действиях причастных к этому лиц высока вероятность присвоения или мошенничества. Простым примером для такой квалификации могут служить: привлечение денег для строительства объекта, но частично направленные на погашение общехолдингового кредита; покупка услуг/строительных материалов у компаний-однодневок; направление сгенерированных головной компанией денежных потоков в иные, взаимосвязанные с компанией, фирмы. В настоящее время, следственным органам рекомендовано действия недобросовестных застройщиков квалифицировать по ст. ст. 159, 160, 165, 174.1, 201 УК РФ, а судам - назначать реальные сроки наказания;
- внесено предложение дополнить Уголовный кодекс статьей 2002, криминализирующей привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию. (Законопроект № 469182-6 о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законопроект принят ГД в первом чтении 23.10.2014);
- формирование практики квалификации как уголовно-наказуемых действий не только руководителя, но и собственника или иного контролирующего компанию/холдинг лица, дававшего указания на формирование финансово-хозяйственных механизмов, позволяющих правоохранительным органам говорить об их нецелевом использовании (использовании не в интересах конкретного предприятия, либо направленного не на строительство конкретного объекта);
- уверенное использование правоохранительными органами состава ст.174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»), во всех случаях последующего использования строительными компаниями привлеченных денег, если ранее они были выведены из-под режима целевого назначения. Привлечение заемных средств от участников строительства, либо кредитных организаций на застройку конкретного объекта, и последующее направление их на любые иные цели внутри холдинга - с высокой долей вероятности квалифицируется как мошенничество, или присвоение, а сделка по последующему нецелевому размещению денежных средств – как их легализация;
- изменение и ужесточение механизмов выявления и криминализация недобросовестных действий руководителей, собственников и контролирующих должника лиц при арбитражном рассмотрении дел о несостоятельности (банкротству).  Усиление личной ответственности арбитражного управляющего за бездействие при выявлении недобросовестности, а равно наделение всех кредиторов правом установления и оспаривания недобросовестных действий собственников, руководителей должника, даже при отсутствии согласия на такие действия собрания кредиторов.  .


4. Офшорные риски

- заслуживает внимания предложенный для рассмотрения ГД РФ законопроект 599584-6 о внесении изменений в ст.199 УК, сопровождающийся пояснительной запиской: «в большинстве правовых систем зарубежных стран к налоговым преступлениям применяется понятие "налогового мошенничества", в том числе совершенного путем «злоупотребления юридическими возможностями оформления» - то есть злоупотребления правом. Наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых «технических фирм»), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (офшорных) юрисдикциях». Обращает внимание, что санкция статьи предполагает конфискации орудий, оборудования и иных средств совершения преступления,  принадлежащих как самим предпринимателям, так и имущества иных юридических лиц, в том числе банковских учреждений, используемого в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов. Правда, это возможно, если учредители (участники) или исполнительные органы этих юридических лиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юридических лиц для совершения преступления. (Проект ФЗ 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», принят ГД РФ в первом чтении 21.11.2014);
- вступление  силу с 1 января 2015 года первого блока «Антиофшорных поправок в законодательство». Сформирован новый механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, вводятся новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Как следствие, неизбежно изменение порядка и целей использования таких компаний в строительных холдингах, дополнительные риски при инвестировании офшорных средств в строительство на территории РФ. Возникает необходимость грамотного определения места формирования прибыли и расчет дополнительных налоговых потерь, если такие действия не будут квалифицированы как криминализированные. Криминальная квалификация действий по интегрированности офшорных компаний, или контролируемых иностранных компаний, равно как и действий контролирующего лица – потребует привлечения не только налоговых и судебных консультантов, но и уголовных специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере экономических преступлений. Федеральный закон от 25 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


Если у вас возникли вопросы по правовым рискам, описанным в настоящем пресс – релизе, Вы всегда сможете  обратиться к специалистам ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право»:

уголовно – правовые риски: Сизов Евгений Валерьевич (e-mail: sizovbip2000@gmx.de, тел. (3822) 52-00-83);

гражданско – правовые риски: Кашарин Иван Владимирович (e-mail: kasharinbip2000@gmail.com, т. (383)363-86-20);

банкротные риски: Новиков Александр Сергеевич (novikovbip2000@gmail.com, тел. (3822) 52-00-83).


 

 

 

 

 

 

 

   
24.08.2017 |«Бизнес и право». Корпоративное право.
Уголовная ответственность собственника - страшно. А административная - серьезные потери прибыли на мелочах.

23.08.2017 | «Бизнес и право». Общественная жизнь.
Встреча топ-бизнесменов Алтая поколений 90-х, 2000-х и с 2010 года на одной площадке в формате "баттл...


15.08.2017 | «Бизнес и право». Нас спрашивают.
Нормы права и официальные документы РПЦ. Комментарии.

26.07.2017 |«Бизнес и право». Конкурентное право.
В Томске, с участием руководителя УФАС по ТО Шевченко В.И, партнера ЮФ "БиП" Евгением Сизовым и уполномоченного по защите прав предпринимателей в ТО Падериным В. прошли первые публичные слушания.


статьи

Все статьи

21.09.2015 | Дмитрий Карасев
"Риск привлечения предпринимателей к уголовной ответственности резко вырос
"
Управляющий партнер новосибирской ООО «Юридической фирмы «Бизнес и право» ЕВГЕНИЙ СИЗОВ, дал интервью «Континент Сибирь».

15.06.2015 | Марк Войцеховский Всегда ли нужны споры между застройщиками и дольщиками?
Некорректные застройки Новосибирска и многолетние проблемы дольщиков, носящих печальное звание «обманутые»...

13.03.2015 | Риски строительных компаний в 2015 году.
Обобщение тенденций в развитии какой-либо отрасли экономики, предполагает оценку изменения правового регулирования и рисков исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности.

13.03.2015 | За что не нужно платить юристам в 2015 году.
Политические и экономические события в России, произошедшие в 2014 году, окажут существенное влияние на деятельность многих предприятий в 2015 году. Не исключено, что многие собственники бизнеса начнут предпринимать меры...





ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРОВ В КРЫМУ.

ООО "Юридическая фирма "Бизнес и Право", адвокатское бюро "Юг"и ЗАО "Черноморская Юридическая Группа" подписали партнёрское соглашение о совместном юридическом сопровождении проектов на территории Республики Крым и города Севастополя.




 
 
У партнеров

26.01.2016 | Урегулирован вопрос о взыскании задолженностей между банками АР Крыми и Севастополя с Национальным банком Украины.

24.01.2016 | Федеральный закон

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОГАШЕНИЯ И ВНЕСУДЕБНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАЕМЩИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ИЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ВКЛАДЫ В БАНКАХ И ОБОСОБЛЕННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ БАНКОВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ И (ИЛИ) ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ"

13.11.2015 | Общие условия создания и функционирования компаний в СЭЗ Республики Крым и Севастополя.
Мнение ЮФ "Бизнес и право".

29.06.2015 | О банкротстве в Крыму.
Президентом РФ подписан Закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»".

15.06.2015 | Об изменении федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма.

15.06.2015 | В преддверии II инвестиционного форума ТПП РФ в Крыму «РосКрымИнвест» - коллективом ЮФ "Бизнес и право" подготовлен буклет, оценивающий риски инвестиций в Крым.

08.01.2015 | Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки и Канада расширили санкции в отношении бизнеса и инвестиций в Крыму.

08.01.2015 | Изменения статьи 9 ФКЗ от 21 марта 2014 года.

08.01.2015 | ФКЗ "Об арбитражных судах" в Крыму.

15.12.2014 | "Национальный Банк Украины о платежах в СЭЗ Крым. Пресс-релиз от "Asters" .

01.12.2014 | Утверждена федеральная программа развития Республики Крым и г.Севастополя.

01.12.2014 | Принят закон о свободной экономической зоне в Республике Крым и Севастополе.




Успехов Вам и Вашему бизнесу!
 

 

 

       
Томск, пр. Кирова 20, офис 315
Тел./факс: 8 (3822) 55-40-01, 55-40-03, 33-06-40
E-mail: tsk@bip2000.ru
Главная | Практики | Команда | Партнеры | Пресс-Центр | Карта сайта | Контакты
© Бизнес и Право 2011